Главная » Статьи » Решебник заданий ЕГЭ » Историческое сочинение


Как ученику построить работу над историческим сочинением?

Сразу оговорюсь, что изложенная ниже методика не  предполагает использования текста задания в качестве плана исторического сочинения. Кому-то это может показаться рискованным: отступать от последовательности критериев, предложенных в задании. Однако стоит иметь в виду, что И.А. Артасов в видеоконсультации по истории 2018 г. отметил, что писать историческое сочинение точь-в-точь по тексту задания не только не обязательно, но и нежелательно. Он аргументировал это тем, что при буквальном перечислении событий, личностей, ПСС и оценки теряются связи между отдельными частями текста. Из-за этого ответ выпускника зачастую представляет собой лишь тезисный план, что означает потерю балла по критерию К7 (форма изложения).

 

В своем «шаблоне» работы над историческим сочинением я исхожу из того,  что:

1) Один абзац – один критерий.

Содержательных критериев в задании 25 ЕГЭ по истории всего четыре: это события, роль личностей, причинно-следственные связи и оценка влияния событий.

Для раскрытия темы исторического сочинения по каждому из этих критериев нужно написать отдельный абзац (или абзацы). Одно и то же предложение не может быть одновременно засчитано и за роль личности (К2), и за ПСС (К3). Поэтому, чтобы не было путаницы, лучше развести отдельные критерии по разным абзацам.

 

2) Самое сложное: роль личности и оценка влияния событий.

Выполнение именно этих критериев стоит продумать в первую очередь. Как минимум, в формате тезисного плана на черновике.

 

3) Необходимо соблюдать правило «2+1».

Если требуется привести два примера по критерию К2 «Роль личности», то приводим три. Если нужны две причинно-следственные связи для максимального балла по К3, то указываем три, и т.д.

 

4) Между абзацами должны быть плавные переходы.

Историческое сочинение должно представлять собой связный текст. Для этого нужно использовать связки: говоря о внутренней политике…, следует сказать о внешней политике…, и т.д.

 

Ниже – пример алгоритма написания исторического сочинения по периоду 1113 – 1132 гг.

Шаг 1. Вспоминаем, что происходило в данный период. Если вы пишете сочинение дома, то стоит просмотреть учебник/конспект по этой теме. На экзамене же придется рассчитывать только на свою память, поэтому необходимо будет сконцентрироваться на несколько минут и вспомнить:

  • кто в это время находился у власти;
  • какие ещё известные личности (кроме правителей) жили в данный период;
  • что происходило во внутренней и внешней политике, культуре.

Итак, это 1-ая половина XII века. Конец правления Святополка II, и период нахождения у власти Владимира Мономаха и Мстислава Великого в Киеве. Кроме того, именно в это время становится правителем Юрий Долгорукий в Ростово-Суздальском княжестве.

 

Шаг 2. Пишем на черновике тезисный план по критерию К2 «Роль личности».

Если смотреть на порядок, в котором изложены критерии оценивания исторического сочинения, то на первом месте мы увидим события/явления/процессы (К1). Я же предлагаю начинать с человека (К2).

Привести историческое событие не составляет большого труда. Их много, и поэтому большинство выпускников успешно справляется с выполнением критерия К1. Но не для каждого события, которое вы вспомните и запишете первым, легко подобрать личность с конкретной ролью. Далеко не про каждого исторического персонажа можно написать так, чтобы была уверенно раскрыта роль личности.

Ваша задача – подобрать наиболее убедительные примеры. Помним, что раскрыть роль это значит указать конкретные действия личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных в сочинении событий. Подробный разбор примеров правильного и неправильного выполнения критерия К2 можно посмотреть по ссылке.

Тезисный план по критерию К2 для периода 1113 – 1132 гг. может иметь следующую структуру: человек / что сделал / какое это имело значение, на что повлияло его действие. Например:

Личность-1: Владимир Мономах

Действие: написал Поучение детям, утвердил Устав

Значение Поучения: призыв к объединению и прекращению междоусобиц, первая автобиография

Значение Устава: уменьшение размера процента по ссуде, а значит и ослабление социальной напряженности в обществе

 

Личность-2: Юрий Долгорукий

Действие: приказал перенести столицу из Ростова в Суздаль

Значение: обособление Ростово-Суздальского княжества от Киева

 

Личность-3: Нестор

Действие: написал Повесть временных лет

Значение: ПВЛ – до сих пор основной источник для изучения Древнерусского государства, развитие литературы

 

Шаг 3. Готовим тезисный план по критерию К4 «Оценка влияния событий».

На мой взгляд, проще давать оценку с опорой на исторические факты, нежели на мнения историков. Когда вы напишете тезисный план по критерию К2, посмотрите на него и подумайте: что из перечисленного имело продолжение в будущем? Как это повлияло на дальнейшую историю страны?

Рекомендую всегда давать оценку с нескольких точек зрения: с одной стороны…, с другой стороны…. Подробнее о выполнении данного критерия см. видео-урок (с 10 минуты).

Тезисный план по оценке влияния событий 1113 – 1132 гг. может выглядеть так:

Оценка-1. Написание Поучения

Начало развития жанра автобиографии. Продолжение мы можем видеть в XVII веке, когда было написано «Житие» протопопа Аввакума

 

Оценка-2. Обособление, проводимое Юрием Долгоруким

Свод законов Мономаха не обеспечил стабильности, междоусобицы все равно продолжились. Захват власти

 

Оценка-3. Создание летописи (ПВЛ)

Начало развития жанра. Следующая летопись была создана уже в XV веке (Троицкая летопись)

 

Шаг 4. Отмечаем для себя наиболее удачные варианты выполнения критериев по тезисному плану. Их необходимо будет использовать в тексте сочинения. Помним про правило «2+1».

И только теперь приступаем к написанию исторического сочинения на чистовике по классическому плану.

 

Шаг 5. Пишем первый абзац. Во вводной части необходимо дать общую характеристику периода в нескольких предложениях. Например:

Хронологические рамки периода с 1113 по 1132 гг. определяются моментом смерти киевского князя Святополка II Изяславича (10931113 гг.), временем правления в Киеве его преемника князя Владимира Мономаха (11131125 гг.), а затем его старшего сына князя Мстислава Великого (11251132 гг.). Также в данный период начинается самостоятельное правление в Ростово-Суздальской земле младшего (6-го) сына Владимира Мономаха князя Юрия Долгорукого (11251157 гг.).

 

Шаг 6. Для выполнения критерия К1 перечисляем во втором абзаце основные события исторического периода по блокам: внешняя политика, внутренняя политика, культура.

В зависимости от того, чем характеризуется период, можно взять только два блока. Этот абзац пишется легко, если обратиться к тезисному плану и систематизировать указанные в нем события.

Для внутренней политики этой эпохи характерно явление приостановки (приостановления) распада и укрепления Древнерусского государства благодаря развитию древнерусского законодательства (появление «Пространной Правды») на основании дополнения предшествующих законодательных актов «Уставом о резах» («Уставом Владимира Всеволодовича»). Для культуры данного периода характерно развитие литературы, в частности, возникновение новых жанров – летописи («Повесть временных лет») и поучения («Поучение детям»).

 

Шаг 7. Ответственный момент – готовим абзац для выполнения критерия «Причинно-следственные связи».

Для этого стоит обратиться к тезисному плану, особенно к графе про значение действий личности. По сути, данный абзац может повторять то, что написано в тезисном плане, однако все предложения должны быть построены обезличенно. О технике формулировки причинно-следственных связей по критерию К3 см. здесь. В данном случае я решил привести причинно-следственные связи для описания прихода Владимира Мономаха к власти.

Говоря о внутренней политике, следует отметить, что из-за покровительства князя Святополка II многочисленным киевским ростовщикам, ссудный процент (резы) устанавливались кредиторами произвольно, что вело к увеличению количества разорявшихся закупов, массовому обращению их в холопы за долги и, в целом, к росту социального напряжения в обществе. После смерти Святополка II в 1113 г. эта непродуманная политика киевских властей привела к восстанию (произошедшему в том же году) против ростовщиков в столице Древнерусского государства. Из-за нависшей, в том числе и над ними угрозы расправы, киевское боярство и верхушка церкви (митрополит) обратились к переяславскому князю Владимиру Мономаху с предложением занять вакантный киевский престол в обмен на восстановление порядка в городе. Кроме того, вполне вероятно, что Мономах учитывал возможность распространения волнений на другие русские княжества, в том числе и на его собственное – Переяславское.

 

Шаг 8. Пишем минимум три абзаца про роли личностей (у меня получилось четыре). В качестве основы используем тезисный план для критерия К2.

Владимир Мономах во главе своей дружины прибыл в Киев и в кратчайшие сроки подавил восстание. Придя к власти, он понимал, что невозможно добиться общественного спокойствия лишь карательными методами. Именно поэтому в 1113 г. новый киевский князь утвердил «Устав о резах (Устав Владимира Всеволодовича)», ставший основой для появления новой редакции «Русской Правды» - «Пространной». Значением принятия этого документа было смягчение острых социальных противоречий, поскольку в «Уставе» в законодательном порядке были ограничены проценты (резы) по ссудам (купам) и запрещено обращать в холопство (рабство) отрабатывающих долг зависимых людей (закупов).

Однако укрепление единства государства (в том числе, политического) с помощью законодательства было явно недостаточным, поскольку после смерти Владимира Всеволодовича в 1125 г. и прихода к власти Мстислава Великого, Юрий Долгорукий отказался жить в Ростове и приказал перенести столицу Ростово-Суздальского княжества в Суздаль. Значением этого стало обособление Ростово-Суздальского удела от Киева, т.е. имело место, вероятно, одно из первых проявлений политической раздробленности, условной датой начала которой считается смерть Мстислава Великого в 1132 г.

Свой опыт преодоления социальных конфликтов, а также основные советы по грамотному управлению и защите государства, выстраиванию отношений с различными людьми (как подданными, так и членами семьи) Владимир Мономах изложил в литературном произведении, получившем название «Поучение детям». Значение этого творения не только в том, что в нём автор осуждает княжеские междоусобицы, ослаблявшие Древнерусское государство и призывает к единству русской земли, но и в том, что этот текст считается исследователями первым, написанным на Руси в жанре автобиографии.

В связи с этим, говоря о развитии литературы в указанный период, нельзя не сказать о создании древнейшей из дошедших до нас летописей – «Повести временных лет». Она была написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором ок. 1113 г. (видимо, ещё во время правления Святополка II Изяславича). Новая редакция «Повести временных лет» была составлена во время правления Владимира Мономаха игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром (1116–1118 гг.). Значением этого стало появление на свет исторического источника, который до сих пор является одним из основных при изучении наиболее важных вопросов существования Древнерусского государства.

 

Шаг 9. Наконец, пишем заключительный абзац опираясь на тезисный план по критерию К4.

Подводя итог, необходимо отметить противоречивость данного периода. С одной стороны, призыв Владимира Мономаха к своим сыновьям не погружаться в междоусобную борьбу (отражённый в «Поучении детям») не был услышан, поскольку, например, его младший сын Юрий Долгорукий после смерти отца и старшего брата Мстислава неоднократно предпринимал попытки незаконно захватить киевский престол, что ему и удалось сделать дважды в 1149 и 1155 гг. Эти действия князя лишь ослабляли русские княжества. С другой стороны, создание «Повести временных лет» в будущем могло послужить предпосылкой для развития летописания в целом и создания уже в Москве первого общерусского летописного свода – Троицкой летописи ок. 1408 г.

 

Сочинение готово! Текст данного сочинения в едином виде см. в файле.

Ссылка: скачать в pdf статью "Как ученику построить работу над историческим сочинением" 

 

___

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa .

 

Категория: Историческое сочинение | Добавил: historystepa (20.03.2018)
Просмотров: 10395

Всего комментариев: 0
avatar