Главная » Статьи » Решебник заданий ЕГЭ » Историческое сочинение


Как написать историческое сочинение: план работы

 

В историческом сочинении (2018 г.) должны быть указаны:

  1. два события/явления/процесса
  2. две исторические личности и их роль в указанных событиях/явлениях/процессах
  3. две причинно-следственные связи между указанными событиями/явлениями/процессами (внутри периода!)
  4. оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

Кроме того, в историческом сочинении необходимо использовать исторические термины и избегать фактических ошибок.

 

Исходя из вышеприведенных требований можно выработать подходящий именно вам шаблон исторического сочинения. 

В качестве наводки очень рекомендую обратить внимание на статью А.Ю. Морозова и Э.Н. Абдулаева «Историческое сочинение – новое задание ЕГЭ по истории (инструкция по выживанию)», опубликованную в журнале «Преподавание истории в школе» (2016 г., №1). Ниже вы можете прочитать рекомендации этих авторов (выкладываю с некоторыми сокращениями и несущественными изменениями, если понадобится полный текст – напишите мне в личные сообщения Вконтакте).
 

Итак, план исторического сочинения: 

 

Часть 1. Общая характеристика (введение)

 

Прежде всего надо дать общую характеристику периода в нескольких предложениях.

Для этого следует сформулировать, чем определяются хронологические рамки периода (это обязательно какие-то значимые события), выявить главные, ключевые особенности периода и господствующие тенденции.

Рекомендуемые выражения:

Период с … по … - время ...
Хронологические рамки определяются ...
Это было время ...
Данный период характеризуется ...


 

 

Часть 2. Основная часть

 

Рекомендуется примерно придерживаться следующего плана:

1) внутриполитическое развитие (если возможно – с разделением на отдельные этапы);

2) внешняя политика (войны, дипломатия) – рекомендуется выделять направления и задачи по этим направлениям;

3) социально-экономическое развитие (экономика, изменения в обществе);

4) культура (общее состояние, основные деятели, памятники).

Выдержать этот план не всегда удается – например, для периода 1917-1921 гг. трудно разделить внутреннюю и внешнюю политику. Зато там надо обязательно выделить отдельные этапы (февраль-октябрь 1917 г.; октябрь 1917 – март 1918 гг.; март 1918 – март 1921 гг.) и в их рамках упомянуть о внешнеполитических проблемах.

При характеристике требуется называть события, личности, указывать причинно-следственные связи, использовать понятия и термины.

 

События

Называя конкретные события, желательно указывать их даты (хотя бы примерные: например, в 1870-х), места, участников, возможные причины и последствия. Важно не пропустить ключевые события (так, вас не поймут, если в рассказе об эпохе дворцовых переворотов не будет истории с кондициями).

 

Личности

Важно не просто упомянуть личности, но показать их роль в событиях. Она может заключаться в руководстве чем-либо, а также в создании памятников (культуры). Также желательно указывать важные родственные связи – например, упомянуть, что Ярослав Мудрый – сын Владимира I Святого.
 

Причинно-следственные связи

Можно выделить следующие виды причин:

1) объективные и субъективные (не зависящие и зависящие от воли и желания людей);
2) политические (внешние и внутренние), социально-экономические и культурные (культурно-идеологические).

Можно выделить причины как самого события, так и причины определенного исхода события. Например, причины войны и причины поражения (победы) в войне.

Очень желательно охарактеризовать причины (и, если возможно, последствия) господствующей тенденции периода, его главных особенностей.
 

Подробнее о ПСС см. здесь

 

Термины и понятия

По критериям достаточно использовать всего лишь один исторический термин в тексте, при этом необязательно давать его определение. Пояснять значение того или иного понятия стоит только в том случае, если вы точно уверены в правильности формулировок. Это не принесет вам дополнительных баллов, но произведет хорошее впечатление на проверяющих.

Также употребление терминов, очевидно, должно быть к месту. Идеальный вариант –  когда использование исторического понятия облегчает переход к следующему смысловому блоку текста. Например:

«В ходе налоговой реформы Ольги были установлены уроки и погосты. Поскольку под уроками  подразумевался четко определенный размер дани (определение), то следовательно, можно говорить о создании на Руси первой упорядоченной налоговой системы (причинно-следственная связь)».

 

Также стоит следить за тем, чтобы в определениях не было тавтологии («масло – это то, что масляное») и избегать некорректных сравнений, эмоциональных метафор и т.п.

 

 

Часть 3. Заключение

 

Здесь нужно дать оценку влияния событий (явлений, процессов) описываемого периода на дальнейшую историю России.

Кроме того, требуется опора на исторические факты и/или мнение историков. То есть надо показать, какие последствия имели те события и явления, которые происходили в описываемый период, для истории страны, и дать им оценку.

Оценка может быть:

1) положительной (подъём, прогресс, рост, создание, расширение, присоединение, победа, эффективная реформа)
2) отрицательной (упадок, регресс, разрушение, конфликты, террор, репрессии, потери, поражения, неэффективные реформы)

 

Редкие периоды можно оценить однозначно. Обычно:

  • С одной стороны…
  • С другой стороны…

 

С историографией – возможно использование формулировок «Многие историки», «По мнению ряда историков» и т.п. Приводить конкретные фамилии историков по критериям не требуется.

 

 

В данной статье описан общий план исторического сочинения, один из вариантов его структуры. Если вы хотите разобраться с критериями оценивания, посмотреть на конкретные примеры правильных и неправильных ответов, то рекомендую прочитать Методические рекомендации для экспертов или посмотреть соответствующий видео-урок.

 

 

Категория: Историческое сочинение | Добавил: historystepa (17.08.2017)
Просмотров: 1063

Всего комментариев: 0
avatar