Главная » Статьи » Решебник заданий ЕГЭ » Историческое сочинение


Как научить писать историческое сочинение: мой опыт.

 

1. Теоретическое занятие.

 

На одном из первых занятий необходимо выделить отдельное время для исторического сочинения: объяснить ученикам критерии оценивания задания, показать примеры формулировок и дать примерный план ответа.

 

При этом в качестве основного источника информации нужно опираться не столько на демоверсию (ученики и сами ее прочитают), сколько на методические рекомендации для экспертов по проверке задания 25 ЕГЭ по истории. Все ценные примеры и ответы на спорные вопросы – именно там, а не в демоверсии.

Важно, чтобы учитель не придумывал какие-то требования от себя или намеренно не упрощал (усложнял) критерии. Мое личное мнение далеко не всегда совпадает с тем, что написано в критериях оценивания и методических рекомендациях. И если бы я объяснял как писать историческое сочинение без опоры на эти документы, то это была бы совсем другая история. Но в случае с ЕГЭ имеют значение только официальные документы и официальные требования, а не чье-то мнение. Поэтому основное внимание – именно на них.

 

Кстати, весной 2017 г. я выкладывал отдельный видео-материал про историческое сочинение. Там кратко пересказано всё самое важное из методических рекомендаций для экспертов по поводу критериев оценивания задания 25 ЕГЭ по истории, а также приведено множество примеров. Видео можно посмотреть по ссылке.

           

 

2. Практическое занятие.

 

То есть занятие, на котором учитель пишет историческое сочинение вместе со своими учениками. Каждый может предложить свои идеи, задать вопросы по критериям – и это всё не «в теории», как на первом занятии, а на примере конкретного сочинения. Учитель, соответственно, может тут же дать обратную связь, скорректировать какие-то предложения и объяснить, почему та или иная формулировка здесь подходит или всё же не уместна. Обычно у меня уходило 60-90 минут на такое занятие, в зависимости от уровня группы.

 

И еще большой плюс такого практического занятия. По его итогам каждый ученик имеет у себя в тетради качественное, подробное сочинение, написанное совместно с преподавателем. Ученику уже будет на что ориентироваться, когда он будет писать сочинение дома. Хорошо, если есть возможность время от времени повторять такие занятия (раз в два месяца, например).

 

 

3. Регулярная практика.

 

Здесь всё просто: прошли тему на занятии – и в качестве домашнего  задания написали сочинение по этому периоду. Это поможет не только отработать навык решения задания 25 ЕГЭ по истории, но и вдумчиво повторить пройденный материал.

 

Когда я вёл 4-месячные подготовительные курсы при МГЮА, ребята из группы писали сочинения к каждому занятию, т.е. раз в неделю. В итоге у всех, кто не ленился, набралось по 16 сочинений.

Думаю, что если писать сочинения в течение всего года, то можно и снизить темп (например, 2-3 сочинения в месяц).

 

 

4. Проверка и переписывание сочинения.

 

На этом этапе снова большую роль играет учитель. Мало написать сочинение – нужно, чтобы его объективно проверили и указали на все ошибки.

Опять-таки, на примере курсов МГЮА – даже те ребята, которые пришли на занятия с хорошей базой, в начале курсов писали исторические сочинения на 5-7 баллов. Они хорошо ориентировались в истории, но не могли сразу понять, как именно от них требуется раскрыть роль личности, дать оценку значимости периода и т.д. Это и невозможно уяснить за один раз, только прочитав критерии оценивания задания 25 и даже услышав пояснения к ним. Здесь нужно много раз попробовать, ошибиться, переписать (если совсем мало баллов), и только потом научиться выполнять критерии.

Примерно такой алгоритм работы над историческим сочинением оказался наиболее эффективным для моих учеников в 2017 г. Что касается методических рекомендаций, упоминаемых в статье, то их можно скачать по ссылке.

 

Категория: Историческое сочинение | Добавил: historystepa (01.09.2017)
Просмотров: 1008

Всего комментариев: 0
avatar