Главная » Статьи » Решебник заданий ЕГЭ » Историческое сочинение |
Что важно знать про историческое сочинение в 2021 году
2 октября на сайте ФИПИ были опубликованы Методические рекомендации учителям на основе анализа результатов ЕГЭ по истории 2020 г. Кроме того, в них содержится и полезная информация относительно изменений в модели задания № 25 – исторического сочинения.
1. Отсутствие распределения процессов и личностей по 3-м эпохам истории РоссииНачиная с 2020 г. процессы или личности, представленные в задании № 25, могут относиться к любому периоду истории России. Т.е. «правило, согласно которому темы исторического сочинения строго распределялись по трем эпохам: 1) с древнейших времен до конца XVII в.; 2) XVIII – XIX вв.; 3) XX в., – больше действовать не будет».
В Методических рекомендациях приведён пример использования этого нового подхода: 1) борьба Древнерусского государства с кочевниками; 2) внешняя политика России в 1689–1725 гг.; 3) движение декабристов.
Таким образом, вместо имеющегося официальной Демоверсии экзамена 2021 г. процесса «Гражданская война в России после прихода большевиков к власти» (1917 – 1920 / 1922 гг. – датировка моя, в оригинале отсутствует. А.Ф.), в данном варианте присутствуют два процесса, относящихся к двум близким эпохам - XVIII – XIX вв.: внешняя политика Петра I и движение декабристов (1816–1826 гг. Датировка моя, в оригинале отсутствует. А.Ф.). Однако, на мой взгляд, этот новый подход вряд ли будет соблюдаться: слишком уж велика «любовь» составителей заданий к XX веку, который выпускники по разным причинам обычно знают хуже всего.
Также любопытно, что текст Методических рекомендаций 2020 г. – это, вероятно, первый пример того, когда составитель методических рекомендаций – И.А. Артасов –официально признал, что такое распределение периодов (допетровская Русь: 862 – 1689 гг.; эпоха Романовых от Петра I и до Николая II: 1689 – 1914 гг.; и от Первой Мировой войны до «перестройки»: 1914 – 1991 гг.) действительно существовало. Насколько мне известно, до этого ни в одном опубликованном для широкой аудитории, включая самих выпускников документе, включая Методические рекомендации для предметных комиссий субъектов РФ, существование такого деления не подтверждалось.
Плюс такого уточнения в том, что для подготовки к историческому сочинению теперь больше не будет возможности заучить несколько текстов по одному узкому периоду, как это нередко происходило раньше и о чём не раз упоминается всё в тех же рекомендациях.
Но есть и серьёзный минус: совершенно непонятен механизм отбора этих процессов. Ведь как пишет сам И.А. Артасов, «под историческим процессом (это многогранное понятие) понимается цепь событий, явлений, процессов, связанных общими идеями, принадлежностью к определенной сфере общественной жизни и происходящих в определенный исторический период». Но, например, внешнюю политику Петра I – 1689 – 1725 гг. стоит считать не процессом, а скорее как раз сферой общественной жизни, внутри которой и происходят определённые события и процессы (Великое посольство, Северная война и т.д.).
2. Исторические личности – из любых сфер общественной жизниОтносительно варианта, когда все 3 элемента задания № 25 – исторические личности, И.А. Артасов указывает, что «Среди представленных в задании исторических личностей могут быть политические деятели, военачальники, ученые, деятели культуры и др.».
И действительно, в отличие от официальной Демоверсии ЕГЭ по истории 2021 г., согласно Методическим рекомендациям выпускникам может быть предложена примерно такая комбинация исторических деятелей: 1) Ярослав Мудрый; 2) А.Д. Меншиков; 3) В.В. Маяковский.
То есть, вместо полководца Г.К. Жукова, представленного в официальной демоверсии, в Методических рекомендациях появился поэт В.В. Маяковский для того как раз, чтобы показать возможность присутствия в данном задании личностей из числа деятелей культуры (литературы, науки и т.д.).
Плюс этого в том, что благодаря рекомендациям теперь понятно, что исторические деятели могут быть взяты из всех сфер общественной жизни.
Минус такого решения в том, что оно намного усложняет подготовку, заметно увеличивая количество информации, которое нужно освоить выпускникам. Указание же в Методрекомендациях на то, что «при выборе исторических личностей, которые будут представлены в данном задании, разработчики будут опираться на Историко-культурный стандарт, содержание учебников, включенных в Федеральный перечень, а также на традиции преподавания истории в российских школах» не меняет ситуацию к лучшему.
Во-первых, ИКС – документ, наполнение содержания которого, в том числе историческими деятелями, оставляет много вопросов.
Во-вторых, как показывает опыт апеллирования результатов ЕГЭ, содержание даже перечневых учебников далеко не всегда является аргументами для конфликтных комиссий. Из этого следует вопрос: как можно полагаться на информацию о личностях, взятую из этих учебников?
В-третьих, в традициях преподавания истории в российских школах (из-за большого объём материала, в силу нехватки времени, например) не всегда, но часто присутствует стремление намного меньше говорить о деятелях культуры, чем о правителях, реформаторах и военачальниках. Это делает заведомо более сложной подготовку к сочинениям именно по данным персоналиям, как, впрочем, и по культуре в целом.
3. Приведены примеры некоторых исторических процессовПоясняя содержание критериев исторического сочинения, И.А. Артасов приводил примеры «из материалов апробаций новых моделей задания 25». Таким образом, были процессы, которые могут, вероятно, быть предложены и на реальном ЕГЭ по истории:
- «социальные движения в XVIII в.» Т.е. здесь речь может идти о таких восстаниях как: Астраханское 1705 (1706 г.), К. Булавина 1707 – 1708 гг., Башкирское 1706 – 1711 гг., Е.И. Пугачёва 1773 – 1775 гг.; бунты – Чумной 1771 г. и т.д.;
- «внутренняя политика российского правительства в 1884–1891 гг.» В датировке процесса очевидная опечатка, на мой взгляд, поскольку объяснить её в таком виде сложно. А вот если поменять последние цифры: четвёрку на единицу – 1884 – 1891 гг., то получится внутренняя политика периода правления Александра III 1881 – 1894 гг.;
- «внутренняя политика российского правительства в 1894–1914 гг.» Т.е. речь идёт о внутренней политике Николая II (1894 – 1917 гг.) от начала его правления до кануна Первой Мировой войны 1914 – 1918 гг.;
- «внутренняя политика советского правительства в период 1945–1953 гг.» Т.е. речь идёт о внутренней политике периода «позднего сталинизма».
Таким образом, можно сделать выводы о наличии примерно трёх основных подходов к выделению исторических процессов: - внутренняя или внешняя политика в определённый период времени (пример из демоверсии – «внешняя политика России в 1689–1725 гг.»); - определённая сфера внутренней политики (примеры из методических рекомендаций: социальные движения XVIII в., движение декабристов). Также здесь потенциально могут быть выделены и внешнеполитические процессы вроде крупных военных конфликтов. Например, Отечественная война 1812 г.; - конкретный процесс (пример из методических рекомендаций: «Борьба Древнерусского государства с кочевниками») или крупный самостоятельный период (пример из демоверсии: «Гражданская война в России после прихода большевиков к власти»).
Что же касается критериев отбора исторических личностей, то таких принципов можно сформулировать также порядка трёх: — правители (пример из демоверсии: «Ярослав Мудрый»); — крупные политические / военные деятели / реформаторы в экономической, социальной сферах (примеры из демоверсии: «А.Д. Меншиков», «Г.К. Жуков»); — выдающиеся деятели культуры, науки (пример из методических рекомендаций: «В.В. Маяковский»).
Выделение последних примерных принципов, однако, не означает, что в сочинении обязательно будут присутствовать все три «типа» исторических деятелей.
Использованная литература:
___ Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa | |
Категория: Историческое сочинение | Добавил: historystepa (18.12.2020) | |
Просмотров: 8700 | |
Читайте также:
| |
Всего комментариев: 0 | |