Главная » Статьи » Решебник заданий ЕГЭ » Задания на объяснение


Три типа заданий на объяснение (№23 ЕГЭ по истории): характеристика и рекомендации

По моим наблюдениям в заданиях ЕГЭ по истории 2016-18 гг. встречались три основные разновидности задания на объяснение:

 

Тип 1. «Укажите причины или последствия»

Что это:

Задание на объяснение, где нужно указать причины/последствия какого-то конкретного события/процесса/явления. Например:

«Укажите не менее 3-х причин победы большевиков в Гражданской войне».(пример взят из досрочного варианта ЕГЭ-2018 по истории)

 

Особенности:

На мой взгляд, это самый лёгкий тип задания №23, поскольку здесь просто нужно вспомнить и перечислить причины/последствия того или иного события/явления/процесса.

Минус в том, что это задание имеет весьма малую (если вообще имеет) познавательную ценность, поскольку проверяет в первую очередь механическую способность к запоминанию. При решении задания такого типа никак не демонстрируется умение экзаменуемого выдвигать собственные обоснованные предположения с опорой на исторические факты, т.е. остаётся нереализованным творческий потенциал выпускника.

Возвращаясь к приведенному выше примеру задания (про победу большевиков в Гражданской войне), хочу отметить не очень понравившуюся лично мне тенденцию, когда составители ограничивают учащегося в выборе им возможных вариантов ответа. В частности, в тексте задания 23 из досрочного варианта ЕГЭ по истории 2018 г. было сказано, что «ошибки Белого движения указывать не надо». Как-то нехорошо решать за людей, какие объяснения им приводить, а какие нет.

 

Рекомендации:

Больше половины успеха в решении данного типа заданий – ещё в процессе подготовки. Не ленитесь разобраться в связи различных событий между собой и запомнить причины и последствия хотя бы наиболее крупных и значимых процессов, явлений в истории России (например, Крещения Руси, отмены крепостного права, Великой Российской революции, перестройки и т.д.).

Учитывая, что в тексте задания могут быть установлены ограничения по кругу возможных ответов, читайте формулировки заданий ещё внимательнее, чтобы не написать того, чего не нужно.

 

 

Тип 2. «Укажите факт + причины/последствия» (сочетание)

Что это:

Задание на объяснение, в котором нужно указать 1 конкретный факт (назвать имя человека – знаменитого участника события; город – место проведения дипломатических переговоров; государство – противника в войне и т.д.) и привести не менее 2-х вариантов объяснений того или иного процесса/явления. Или иногда наоборот – 1 причина и 2 факта, как в приведённом ниже примере:

«Укажите одну причину, по которой Великобритания и США откладывали открытие Второго фронта в Европе вплоть до июня 1944 г. Назовите не менее 2-х решений, принятых на конференциях с участием лидеров стран «Большой тройки» (кроме решения об открытии Второго фронта)». (формулировка примерная, само задание взято из реального варианта ЕГЭ по истории 2018 г.)

 

Особенности:

В данном случае мы опять видим ограничение по выбору вариантов ответа, хотя здесь оно выглядит более разумным, чем в случае с большевиками. Сложность при решении задания на объяснение 2-го типа может быть в том, что потребуется привести не только «шаблонные» причины-последствия или вспомнить решения Тегерана-Ялты-Потсдама. Также будет необходимо, допустим, сформулировать какие-то положения, которые далеко не всегда могут достаточно подробно разбираться на уроках-курсах-занятиях (как в этом случае – причины затягивания союзниками СССР открытия Второго фронта в Европе).

 

Рекомендации:

Преподавателям. По возможности, уделять внимание не только «общеизвестным» и «крупным» вопросам в рамках какой-то темы (например, боевым действиям в ходе ВМВ и ВОВ), но и стараться подробно разбирать и менее очевидные, хотя и не менее важные вопросы (например, складывание антигитлеровской коалиции, борьба за открытие Второго фронта, ленд-лиз и т.д.).

Ученикам. Не стесняться задавать вопросы по тем моментам, которые кажутся недостаточно изученными и/или самим расширять свои познания с помощью учебников, справочников, лекций и т.д.

Не забывать отделять одну часть вопроса от другой при ответе, а при самом ответе для упрощения формулирования использовать клише. Например:

«США и Великобритания откладывали открытие второго фронта в Европе т.к./потому что/вследствие того, что... »

При ответе на вторую часть данного задания стоит избегать формулировок решений в общем виде (например, «страны договорились о взаимной помощи») и указания тех мероприятий, которые трудно отнести к наиболее известным среди прочих. Однако излишняя конкретизация тоже не требуется, если о ней вас не просят (скажем, указание, какое решение на какой именно конференции было принято), поскольку попытка «блеснуть интеллектом» может привести к досадным фактическим ошибкам и потере баллов.

Ответ можно записать примерно в таком виде:

Решения, принятые на конференциях «Большой тройки»:

1)

2)

3)

 

 

Тип 3. «Историческая ситуация»

Что это:

Задание, связанное с какой-либо ситуацией, имевшей место в тот или иной исторический период, которую предлагается объяснить ученику. Например:

«В жизни русских земель XIV–XV вв. важную роль играли бояре. Приведите три положения, в которых на основе исторических фактов раскроете, в чём эта роль проявлялась». (пример взят из тренировочной работы ЕГЭ по истории 2018 г.)

 

Особенности:

С моей точки зрения, это наиболее сложный тип задания на объяснение. От экзаменуемого требуется не просто изложить/перечислить/назвать какие-то конкретные известные ему факты-события, а интерпретировать эти факты и события так, чтобы они объясняли, например, как в данном случае, в чём заключалась важная роль боярского сословия в жизни русских земель в период объединения земель вокруг Москвы и образования централизованного государства.

 

Рекомендации:

Преподавателям. При подготовке обращать особое внимание на формирование умения объяснять (поначалу устно, но постепенно и письменно) сначала простые, а затем всё более сложные процессы и явления.

Демонстрировать этот навык на собственном примере, максимально понятно и доходчиво излагая материал с постоянным «это получилось так, потому что…; события разворачивались именно таким образом из-за того, что…».

Положительную роль сыграют также частые вопросы и задания (в том числе, придуманные самостоятельно) из серии «предположи, почему вот так, а не вот эдак», в том числе при коллективной работе, используя методику «мозгового штурма».

Ученикам. Постоянно оттачивать навык формулирования собственных мыслей и устно, и письменно.

Читать по возможности не только школьные учебники или краткие справочники, но и вузовские учебники. В них, как правило, рассматривается намного больше ситуаций, которые вполне могут стать темой для задания на объяснение.

Обращать внимание (как и всегда, впрочем) на формулировку задания. Из ответа должно быть понятно, в чём заключалась важная роль боярства в жизни государства (поэтому факты для объяснения подбирайте не мелкие и второстепенные, а известные и масштабные). Также следить за тем, чтобы случайно не «залезть» по времени в ответе в более ранние или поздние периоды (до XIV или после XV вв.).

 

Подводя итог, советую ещё раз обратить внимание, что во всех 3-х случаях необходимо привести не менее 3-х правильных позиций (т.е. либо 3 однотипных ответа-объяснения, либо 1 название/имя и т.п. и 2 объяснения). Это «магическое число» 3 связано с количеством баллов, дающимся за задание – 3, т.е. по 1 баллу за каждый правильный вариант.

Не забывайте также, что для наилучшего выполнения задания стоит пользоваться правилом «+1», т.е. писать по возможности всегда больше (ну или хотя бы не меньше) ответов, чем от вас требуется. Это необходимо для подстраховки. Если вы напишете больше, чем нужно, и среди ответов будут неправильные позиции, за них баллы никто специально не снимет. Эксперты засчитают лишь верные ответы (главное, опять же, чтобы их было не менее 3-х)!.

___
См. также обзор сборника готовых объяснений (№23) С.А. Маркина — ссылка

 

Категория: Задания на объяснение | Добавил: historystepa (24.07.2018)
Просмотров: 74

Всего комментариев: 0
avatar