1. Не путайте историческое сочинение с эссе.
Эссе – это сочинение-размышление, где автор выражает свое мнение по какому-либо вопросу. По историческим проблемам его тоже пишут, но главным образом, в рамках различных олимпиад. Эссе имеет немного другую структуру, а главное, требования к написанию и оцениванию, нежели чем историческое сочинение в рамках задания № 25 ЕГЭ по истории.
Использование оборотов типа «я бы хотела описать период» в историческом сочинении нежелательно, поскольку в отличие от эссе, здесь нет необходимости пояснять причину выбора той или иной темы (периода) и, соответственно, рассказывать об актуальности этой темы. Так зачем перегружать текст не относящимися к делу вступлениями?
2. Не забывайте о логических связках в сочинении.
Пренебрежение логическими переходами между отдельными частями текста приводит к потере связности, что может поставить под вопрос выполнение критерия № 7.
Для того, чтобы избежать этой ловушки, хорошо бы делать небольшие «мостики» как между крупными частями сочинения (введение – основная часть – заключение), так и особенно между более мелкими разделами.
Для этого нужно всего лишь помнить, что события, явления и процессы периода не стоит сбрасывать в одну «кучу», а неплохо бы рассортировать по аспектам:
- периоды (этапы) правления (-ий);
- внешняя – внутренняя политика;
- задачи-направления внешней политики;
- сферы внутренней политики: политика – экономика – социальные отношения – культура.
Тогда связки появятся сами собой и без труда:
«Необходимо упомянуть также о внешнеполитической составляющей деятельности…»,
«Стоит также отметить достижения … в культуре»,
«Нельзя не остановиться на проблемах экономического развития в эпоху…».
3. «Кроссвременной» период – не повод выбрасывать «неудобных» правителей.
Если выпускник выбрасывает из сочинения отдельных правителей, которые по каким-то причинам ему «не нравятся» или «неудобны», нарушается хронология событий. Из-за этого ставится под вопрос выполнение критерия связности (№7).
Поэтому в случае со сквозным периодом желательно хотя бы в назывном порядке упомянуть всех правителей, а подробно рассказать лишь о двух-трёх, чтобы выполнить критерий №2. Важно найти общие тенденции, направления политики того или иного периода; показать сходства / различия в проведении того или иного курса у деятелей рассматриваемого периода в целом.
___
Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa .
|