Главная » Статьи » Решебник заданий ЕГЭ » Историческое сочинение


Как выбрать период для исторического сочинения?

 

В задании 25 ЕГЭ по истории выпускникам предлагается на выбор три темы для написания исторического сочинения. Каждая из тем представлена в виде исторического периода.

Исторический период записывается в виде дат (причём сейчас еще могут быть и с месяцами) начала и конца правления какого-либо руководителя государства, либо начала и завершения какой-то эпохи, процесса и т.д.

 

Важно, что три предложенных периода всегда примерно соответствуют разным историческим эпохам:

- 1-ый период – по Руси / Московскому государству  (т.е. примерно события IX  – начала  XVII вв., т.е. примерно до Смуты);

- 2-ой период – по Российскому государству (примерно 1-я половина XVII – начало XX вв.);

- 3-ий период – по ХХ веку (чаще всего советская эпоха, до 1991 г.)

 

Можно выделить следующие типы периодов, встречающиеся в 25 задании:

- конкретный правитель;

- несколько правителей («кроссвременные» / «сквозные» темы);

- часть эпохи (правления определённой личности);

- военные конфликты.

 

 

В задании указаны лишь даты начала и окончания периодов, поэтому название и суть периодов вы должны сформулировать сами.

 

1) Лучше  –  личность.

 

Достаточно часто (но не всегда) из трёх периодов два – это время нахождения у власти того или иного монарха, генсека и т.д. Если вам попался именно такой вариант, то лучше выбрать именно его. Почему?

В самом начале сочинения вам будет необходимо обозначить, о ком (или о чём) идет речь.

«Опознать» человека проще, чем разобраться, о какой эпохе идёт речь, и еще сложнее бывает правильно назвать её. Особенно если учесть, что всё чаще некоторые предлагаемые периоды представляют собой даже не целую эпоху, а лишь её часть (например, один этап Великой Отечественной войны). 

 

И даже если вам попадется «кусок» правления той или иной персоналии, то имея представление в целом о деятельности человека, вы без труда сможете показать свои знания, только на более узком отрезке времени.

 

 

2) Сложнее всего – война.

 

Изложение информации, связанной с военными конфликтами, требует особенно тщательной подготовки, и поэтому тем такого рода стоит на экзамене избегать. Можно и нужно, однако, подготовить хотя бы 2-3 сочинения дома в качестве тренировки.

  

 

3) Чем древнее – тем лучше.

 

По возможности выбирайте наиболее ранний период, это значительно облегчит вам задачу. Лучше и проще писать сочинение по одному из первых древнерусских князей, чем по кому-нибудь из советских вождей.

 

 

4) Чем продолжительнее период – тем сложнее… и проще!

 

При выборе крупного периода вам придется оперировать большим объёмом фактов, при этом вы должны будете не упустить ничего важного и не наделать фактических ошибок.

Выбирать большие периоды с запутанным ходом и большим числом событий – значит заведомо усложнять себе задачу. Казалось бы, из этого логично вытекает принцип выбора периода:  чем короче – тем лучше.

 

Но не тут-то было. По собственным наблюдениям могу сказать, что крупные периоды или их «куски» попадаются в тренировочных вариантах и реальных КИМах намного чаще, чем небольшие эпохи.

Таким образом, при подготовке к экзамену стоит в первую очередь уделить внимание именно «большим» правителям и временным отрезкам. Тогда у вас будет больше шансов «попасть» в уже проработанный дома период на самом ЕГЭ.

А что делать с короткими эпохами – читайте дальше.

 

 

5) Чем короче период – тем лучше… и хуже.

 

Если вам попадётся кто-то «непродолжительный» вроде Ивана II Красного, Елены Глинской, Петра III или Павла I, то на экзамене вполне можно взять кого-нибудь из них. Главное, конечно, чтобы ещё в процессе подготовки вами были написаны сочинения по этим персоналиям.

«Краткость» темы хороша тем, что так вам будет проще сосредоточиться и вспомнить всю нужную информацию.

 

С другой стороны, по собственному опыту могу сказать, что краткие периоды сложны как раз довольно скудным количеством информации, что зачастую мешает вспомнить кого-либо из исторических личностей (кроме самого правителя) для выполнения критерия 2 и затрудняет правильную характеристику их роли в описываемых событиях.

 

Поэтому здесь могу порекомендовать по возможности писать сочинения на «коротких» правителей вместе с учителем / репетитором. Да и самим преподавателям, думаю, будет проще растолковать суть критериев сочинения на относительно небольшом по объёму тексте.

 

Категория: Историческое сочинение | Добавил: historystepa (21.08.2017)
Просмотров: 976

Всего комментариев: 0
avatar