Главная » Статьи » Ненаглядные пособия » Конспекты


13 известных личностей в истории Русской православной церкви для базового уровня

Список особенно будет полезен в свете изменений в задании № 25, один из вариантов которого теперь предполагает написание исторического сочинения о значимых исторических деятелях. Среди таких вполне могут оказаться и личности важные для истории РПЦ. 

Список составлен в алфавитном порядке и охватывает период с XII по XVIII вв. 

 

Авва́кум / Авваку́м (Петров)

Известен под прозвищем «неистовый протопоп».

Протопоп (старший священник), церковный и политический деятель, писатель. В 1640-х гг. в Москве входил в кружок близких к царю Алексею Михайловичу «ревнителей древнего благочестия».

Выступил против церковных реформ патриарха Никона, стал вождём церковного раскола и старообрядческого движения, за что в 1653 г. был арестован и сослан. Возвращён в 1664 г. в Москву, где при поддержке своих сторонников категорически отказался согласиться с церковной реформой.

В 1666 г. его лишили сана, вновь сослали. По указу уже царя Фёдора Алексеевича в 1682 г. Аввакум был казнён — сожжён заживо вместе с единомышленниками в г. Пустозёрске (сейчас не существует, находился на территории современного Ненецкого автономного округа).

Автор почти 100 известных на сегодняшний день работ. Главная из них – автобиографическая повесть «Житие», являющаяся первым произведением нового жанра – автобиографии-исповеди.

 

Персонаж картины П.Е. Мясоедова (не путать со знаменитым однофамильцем Г.Г. Мясоедовым!) «Сожжение протопопа Аввакума». Картина, однако, содержит, серьёзную фактическую ошибку – сожжение проходило не на костре, как изображает полотно, а в срубе (избе).

 

 

Во́лоцкий Иосиф

В миру — Иван Иванович Санин.

Церковный деятель, писатель. Из семьи небогатого волоколамского землевладельца. В 1460 г. был пострижен в монахи в Пафнутьево-Боровском монастыре, где провёл последующие 20 лет. После смерти Пафнутия был утверждён игуменом монастыря.

Основатель (1479 г.) и игумен Иосифо-Волоколамского (Волоцкого) монастыря.

В 1503 г. вступил в борьбу с нестяжателями по вопросу монастырского землевладения. Стоял у истоков особого направления русской общественной мысли конца XV – начала XVI в. – иосифлянства, связанного с защитой церковно-монастырского землевладения, незыблемостью религиозных догматов, укреплением государственности на Руси.

Канонизирован Русской православной церковью.

 

Морозова Феодо́сия Прокофьевна

Боярыня, деятельница русского раскола, сподвижница протопопа Аввакума.

В ноябре 1673 г. была арестована, состояние её конфисковано. Вместе с сестрой – княгиней Е.П. Урусовой – была подвергнута пыткам и уморена голодом в 1675 г.

Центральный персонаж картины художника В.И. Сурикова «Боярыня Морозова».

 

 

Не́стор

Древнерусский летописец XI – начала XII в., монах Киево-Печерского монастыря.

Автор жизнеописания князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (одного из основателей Киево-Печёрской лавры), первой редакции «Повести временных лет» (ПВЛ), прим. 1113 г.

Его труды послужили основой для создания «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и работ других историков.

Наиболее известное изображение — скульптура М.М. Антокольского «Нестор-летописец».

 

 

Осля́бя* Андрей / Родион

Монах (и́нок) Троице-Сергиевой лавры, отправленный Сергием Радонежским вместе с князем Дмитрием Ивановичем для участия в Куликовской битве в 1380 г.

*Любопытно, что название «Ослябя» носил эскадренный броненосец, один из первых уничтоженный в Цусимском морском сражении 14-15 мая 1905 г. в ходе русско-японской войны (1904 – 1905 гг.).

 

Пересве́т Александр

Монах Троице-Сергиевой лавры, отправленный Сергием Радонежским вместе с московским князем Дмитрием Ивановичем для участия в Куликовской битве в 1380 г.

Поединок Пересвета с ордынским воином Челубеем (Темир-мурзой), в котором погибли оба бойца, стал началом сражения.

Поединок изображён на одноимённой картине М.И. Авилова «Бой Пересвета с Челубеем».

 

 

По́лоцкий Симео́н

Белорус по происхождению, принял монашеский постриг в Полоцком монастыре, откуда и возникло прозвище.

Воспитатель старших детей царя Алексея Михайловича (1645 – 1676 гг.) – Фёдора и Софьи. Один из первых придворных поэтов, автор произведения «Вертоград многоцветный».

В 1665 г. создал 1-е учебное заведение для подготовки государственных служащих – училище для подьячих при Заиконоспасском монастыре.

Автор «Академической привилегии» 1678 г., в которой предлагалось учредить первое высшее учебное заведение в России. Этот проект был воплощён в виде Славяно-греко-латинской академии в 1687 г., уже после смерти Симеона.

 

Прокопо́вич Феофан

Политический и церковный деятель, писатель, историк. Украинец.

С 1711 г. – ректор Киево-Могилянской духовной академии. В 1716 г. переехал в Санкт-Петербург и стал ближайшим помощником Петра I в проведении церковной реформы.

С 1721 г. – вице-президент Синода. В своих произведениях «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» доказывал необходимость в России политики «просвещённого абсолютизма», дальнейшего укрепления крепостного права.

Автор «Истории императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» и других произведений. Например, «Духовного регламента», регулировавшего деятельность церкви подобно «Генеральному регламенту» для гражданских чиновников. Принимал участие в создании Академии наук.

 

 

Ра́донежский Се́ргий (не СергЕй!)

Церковный и государственный деятель. В миру – Варфоломей*. Родился в семье ростовского боярина.

Вместе со старшим братом Стефаном около 1310–1340 гг. основал Троицкий монастырь (сейчас — Троице-Сергиева лавра), стал его игуменом. Ввёл в монастыре общежитийный устав, уничтожив существовавшее до него раздельное жительство монахов, что способствовало превращению монастырей в крупные феодальные объединения.

Сергий Радонежский активно влиял на церковные и политические дела своего времени. Часто выступал в качестве примирителя в конфликтах между русскими князьями. Например, в 1375 г. после похода московского князя Дмитрия Ивановича на Тверь способствовал подписанию тверским князем Борисом Александровичем грамоты. В ней тот признавал себя «младшим братом» московского князя и тем самым, по сути, отказывался, от дальнейшей борьбы за ярлык на великое владимирское княжение.

В 1380 г. Сергий благословил** князя Дмитрия Московского (будущего Донского), когда тот отправлялся на Куликовскую битву с ордынским темником Мамаем. Также вероятно послал вместе с князем 2-х монахов – Пересвета и Ослябю.

Канонизирован Русской православной церковью.

 

*Известно полотно М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», отражающее один из эпизодов ранней биографии Сергия. Приведено в качестве иллюстрации в заголовке данного поста.

**Существует версия, что на самом деле эпизод с благословением мог иметь место двумя годами раньше, в 1378 г., перед битвой Дмитрия с войском ордынского полководца Бегича на р. Воже.

Так или иначе, существует картина А.Н. Новоскольцева «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем».

 

 

Сильвестр

Протопоп, политический деятель и писатель. Был священником в Новгороде, с 1540-х гг. — священник Благовещенского собора (домовой церкви русских монархов) Московского Кремля.

Оказал большое влияние на Ивана IV Грозного (1533–1584 гг.), будучи его духовником (с 1547 г.). Член Избранной Рады (неофициального правительства России в конце 1540-х – начале 1560-х гг.).

Автор одной из редакций / первоначальный автор «Домостроя» — свода правил и советов по различным сферам жизни человека (семья, быт и хозяйство, религия и т.д.).

С 1560 г. в опале, постригся в монахи.

Изображён на картине П.Ф. Плешанова «Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 г.». 

 

 

Со́рский Нил

Фамилия возникла от монастыря, где жил Нил, расположенного на р. Соре. В миру — Николай Майков.

Основатель и глава нестяжателей (главных оппонентов иосифлян) в России. Развивал идеи нравственного самосовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монашествующих.

Нестяжательство было разгромлено в начале XVI в. на церковных соборах 1503, 1504 гг. при великом князе Иване III (1462 – 1505 гг.), а затем в 1525, 1531 гг. при его сыне Василии III (1505 – 1533 гг.).

 

Филофе́й

Монах Псковского Елеазарова монастыря.

Предполагаемый автор посланий, написанных в 1510-е / 1520-е гг. великому князю Василию III и дьяку М.Г. Мисюрю-Мунехину, в которых развил идеологическую концепцию (теорию) «Москва – третий Рим».

Стоит отметить, что похожие идеи были изложены ещё в конце XV в. Зосимой, митрополитом Московским в 1490—1494 гг. В 1492 г. (соответствовавшем 7000 году «от сотворения мира»), Зосима составил пасхалию (методику расчёта даты Пасхи) на восьмое тысячелетие.

В предисловии к своему «Изложению Пасхалии» он также сформулировал теорию «Москва – новый Константинополь», ставшую основой для создания концепции монаха Филофея.

 

Яво́рский Стефан

Сын мелкого украинского шляхтича.

Своей проповедью на похоронах первого российского генералиссимуса – боярина А.С. Шеина в 1700 г. обратил на себя внимание Петра I. В течение года проделал путь от игумена Никольского Пустынного монастыря до митрополита Рязанского и Муромского.

С 1701 г. – местоблюститель патриаршего престола. С 1721 г. – президент Духовной коллегии (Святейшего Синода).

При этом, несмотря на своё высокое положение в церковной иерархии, достигнутое благодаря Петру I, Стефан Яворский был хотя и тайным, но противником преобразований царя. И иногда позволял себе высказывать суждения, не вызывавшие одобрения последнего.

Так, местоблюститель не одобрял насильственное пострижение первой супруги Петра Евдокии Лопухиной, его женитьбы на «безродной» прачке Марте Скавронской (будущей Екатерине I).

Но особенно обострились отношения между царем и местоблюстителем в 1712 г., когда Стефан Яворский в день ангела царевича Алексея назвал его «единой надеждой России» и обрушился на введенный Петром институт фискалов. Проповедь вызвала гнев царя. Он запретил местоблюстителю произносить проповеди в своем присутствии и потребовал от него письменного объяснения.

 

 

Использованная литература:

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Под ред. Н. И. Павленко. М.: Высшая школа, 2001.

«История: Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ / В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков; под ред. проф. В.В. Барабанова»: АСТ, Астрель; Москва; 2016.

 

Ссылка: 15 известных личностей в истории Русской православной церкви для повышенного уровня

 

___

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa

Категория: Конспекты | Добавил: historystepa (14.01.2021)
Просмотров: 7303

Всего комментариев: 0
avatar