Главная » Статьи » Решебник заданий ЕГЭ » Задания на объяснение


Обзор сборника готовых объяснений (№23) Маркина

 

Пособие включает в себя 13 разделов, каждый из которых посвящен определенному веку – с IX по XXI вв. Таким образом, приводятся задания на объяснение по каждому периоду истории России. Логика изложения материала вполне понятна: сначала дается текст задания, далее предлагаются варианты ответа.

 

Относительно содержания пособия С.А. Маркина хотелось бы сказать следующее:

 

1) Очень радует комплексный подход автора к рассмотрению некоторых тем.

 

Например, по церковной реформе Никона приводятся следующие задания (с.70-73):

- назовите три причины, обусловившие проведение реформы

- приведите три изменения в церковной жизни, осуществленные в ходе реформы

- укажите три последствия реформы

 

Это, безусловно, большой плюс данного пособия. Его можно использовать для проработки разных вариантов заданий на одну и ту же тему.

 

 

2) С другой стороны, формулировки некоторых заданий вызывают вопросы.  

 

Задание «Внешняя политика Анны Иоанновны была неудачной; приведите три опровержения данной точки зрения» (с.96) очень похоже на задание 24 на аргументацию. Дается спорная точка зрения, и необходимо привести доводы за и против. В вышеприведенном примере мы видим «половинку» задания на аргументы, т.к. требуется привести только аргументы «против».

 

Непонятно, почему подобные задания оказались в учебном пособии по заданию на объяснение. Специфика задания №23 ЕГЭ по истории в том, что предлагается безапелляционное утверждение, с которым не нужно спорить (например, было принято Соборное уложение, была проведена коллективизация сельского хозяйства). От выпускника требуется указать причины или предпосылки, назвать особенности, привести примеры, обозначить итоги и т.д.

В задании на объяснение  не может быть дискуссии, обсуждения различных точек зрения – для проверки этих навыков есть задание на аргументы. Поэтому при работе с данным пособием я рекомендовал бы обращать внимание, что здесь перемешаны задания №23 и №24. Примеры «половинчатых» заданий на аргументы можно найти на стр. 13, 30, 44, 175, 191 и др.

 

 

3) Некоторые ответы включают в себя излишние подробности, которые не требуются от ученика.

 

Например, в качестве итога поездки Петра I в Европу автор указывает, что «в Россию были приглашены около 800 иностранных специалистов» (с.82-83). Быть знатоком цифр, конечно, хорошо, но не стоит щеголять этим на реальном экзамене. Чтобы не ошибиться и не заработать фактическую ошибку, лучше использовать более осторожные формулировки: «несколько сотен», «достаточно большое количество», «много».

 

 

4) Количество вариантов ответов существенно меняется от задания к заданию.

 

Например, в том же задании про поездку Петра I в Европу («Великое посольство») на с.82 автор приводит лишь три объяснения. На мой взгляд, в заданиях повышенной сложности всегда нужно писать чуть больше, чем требуется; то есть в задании №23 лучше привести не три объяснения, а «3+1». В других же заданиях мы можем найти и пять, и семь, и восемь вариантов ответа.

 

 

5) Качество предлагаемых примеров ответов также крайне неоднородно.

 

К одним заданиям даются хорошие развернутые объяснения (к примеру, про причины возвышение Москвы в XIV веке, с.38). В иных случаях варианты ответов представляют собой только общие слова, и нуждаются в пояснении.

 

Например, к заданию про последствия церковной реформы Никона на с.72 предлагаются такие ответы: «централизация церкви», «развитие церковного образования».

В действительности же ответ должен представлять собой развернутое предложение, связный текст, а не просто словосочетание. Все-таки задание №23 – на объяснение, а не на краткий ответ.

 

 

Подводя итог, хотелось бы отметить, что данное пособие по заданию №23 заслуживает отдельного внимания хотя бы потому, что не имеет аналогов. Справочник С.А. Маркина однозначно стоит использовать при подготовке к заданию на объяснение ЕГЭ по истории; при этом стоит помнить, что простое заучивание или копирование ответов вряд ли будет полезным, т.к. немало предлагаемых примеров являются лишь «наводками» и нуждаются в дополнительной конкретизации и пояснении.

 

___

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa .

 

Категория: Задания на объяснение | Добавил: historystepa (07.10.2017)
Просмотров: 14021 | Комментарии: 2

Всего комментариев: 2
avatar
0
1 steach • 13:35, 08.10.2017
Сборник Маркина на 23 задание мы использовали для подготовки перед прошедшим экзаменом.Нам он очень помог, дана достаточно хорошая систематизированная информация по различным периодам.Да, соглашусь, что некоторые формулировки не вполне корректны, но их незначительное количество на весь сборник. По заданию 25 у него тоже есть подобный сборник, он подойдет тем кто решился только нынче сдавать историю, и сочинений сам еще не писал, в качестве примерных текстов пойдет.А вот картографический его сборник было бы неплохо автору переделать, ну как минимум сделать его читабельным, карты не видны,я уж не говорю о легендах, их прочесть вообще невозможно.Особенно с картами советского периода- совсем беда!
avatar
0
2 historystepa • 00:31, 12.10.2017
Проблема со сборником связана далеко не только  с некорректностью формулировок, сколько с неудобством использования в значительной мере. Зачем нужен сборник, в котором каждый раз нужно думать: а задание ли на объяснение или на аргументы приводит автор? И вообще лично я против подобных изданий, которые плодят больше вопросов у преподавателей, а у школьников развивают и так достаточно поощряемое другими разными способами желание не подумать своей головой, но "скатать" откуда-нибудь готовенькое, чтобы случайно не перетрудиться. Сборники заданий, где главное - отработка навыков и умений, а ответы лишь для справки, как у того же Пазина - вот это дело. 
Что же до сборника сочинений, то тексты определённо нужно проверить на достоверность фактов, исправить в соответствии с уточнёнными критериями роль личностей и посмотреть, что с оценкой значения периода. Мне кажется, это наиболее спорные моменты. Ну и опять же, в целом, благодатная почва для применения выпускниками метода механического зазубривания текстов во всей красе. 
Про карты согласен. Пока единственное подспорье это Маркина же картографическое пособие для ОГЭ, а единственное спасение - сборник заданий с картами и иллюстрациями Полторака.
avatar